Музыкальное произведение С. Рахманинова вошло в историю мировых творений. В его основе лежат пушкинские строки. Сюжет психологической драмы описывает судьбу молодого человека. Городской баловень бежит из столицы и присоединяется к цыганскому табору.
Музыкальное вступление к опере начинается со звуков, в которых главенствующую роль играют мелодии флейт и кларнетов, навевающих чистоту и покой. Далее они будут создавать контраст напеву при появлении главного героя, чтобы подчеркнуть его образ, как мрачной и зловещей личности.
И вот поднимается занавес. Под шатрами, тихо напевая, поселенцы готовятся к ночлегу. В хоровом пении цыган слышится безмятежность. Один старик вспоминает грустную историю своей любви. Алеко не принимает позицию старого человека, который простил измену любимой. Земфиру раздражают речи мужа. Ей претит его любовь. Алеко начинает подозревать супругу в неверности и находит подтверждение своим догадкам, когда застает жену в объятиях другого.
Музыка, вплетаясь в повествование, удачно раскрывает характеры главных героев. Драматичная оркестровая партия тревожит, настраивая на неминуемую трагическую развязку. В порыве ярости ревнивец убивает соперника и Земфиру. Цыгане не прощают жестокости и изгоняют Алеко.
Композитор через музыку объясняет трагическое одиночество героя, отвергнутого цивилизованным обществом и не понятого вольным цыганским народом.